Русский стиль – l'art de vivre

Галерея Веллум и Русская Усадьба приглашает Вас посетить выставку, посвященную диалогу двух эпох — предметы интерьера, созданные в конце XVI – начале XVII вв и картины на историческую тематику конца XIX — XX века показывают развитие русской культуры и воспевание традиций. Ждем Вас с 21 февраля по 15 апреля 2019 по адресу Ильинка, 4. Вход с Хрустального переулка.

Искусство и культура 0+

21 февраля — 15 апреля 2020 года галерея «Веллум» и антикварная галерея «Русская усадьба» приглашают вас выставку «Русский стиль – l’art de vivre». В этом проекте русская история ирусский стиль раскрываются в диалоге двух эпох: замечательные артефакты, созданные в конце XVI – начале XVII вв., представляют период начинающегося в то время в России подъема искусств и ремесел, расширения торговли с Европой (галерея «Русская усадьба»), а прекрасная коллекция живописи (галерея «Веллум») дает возможность увидеть, как русская история раскрывалась в художественном поиске авторов конца XIX – начала ХХ веков. Произведения искусства, созданные в исторические периоды, отделенные друг от друга столетиями, демонстрируют, как идеи, близкие обществу, и художественный вкус определяли стиль жизни наших соотечественников.


Александр Бубнов. Сказка. 1946. холст. масло.158х165

 

Обращение русских художников к истории страны, проявлявшееся с конца XVIII века в ярких, но единичных произведениях (как, например, «Владимира и Рогнеду» Антона Лосенко, 1770 г.), стало популярным на волне патриотического подъема после Отечественной войны 1812 года (от портретов в русских национальных костюмах до памятника Минину и Пожарскому Ивана Мартоса, 1818 г.), и набрало силу в ближе к середине XIX века, когда интерес к отечественной истории возрос, в том числе, и в связи с распространением идей славянофильства.


Терем. Дуб, просечное железо, слюда, раскрашенная бумага. Россия. 17 век.

 

 Как говорит руководитель галереи «Веллум», искусствовед и коллекционер Любовь Агафонова: «тогда же знаменательным событием для русской культуры стало открытие реставратором Николаем Подключниковым под поздними поновлениями уникальной первоначальной живописи иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Однако в полном смысле о расцвете искусства, интерпретирующего исторические сцены, в красочных образах погружающего зрителя в прошлое Руси, можно говорить в последние десятилетия XIX века. Это время, когда старообрядцы-промышленники собирают древлеправославные иконы и финансируют их систематическое изучение, заложив основу пробуждения интереса к русской иконописи на рубеже XIX—XX веков. В Талашкине, принадлежащем княгине Марии Тенишевой, и в усадьбе художника Василия Поленова появляются мастерские, где по народным образцам изготавливается мебель и произведения декоративно-прикладного искусства. И даже образ и привычки императора Александра III близки завоевывавшему популярность «русскому стилю».

 

Коробья. Луб, дерево, металл, темпера. Первая половина 18 в. Русский Север.

Исторические темы постоянно появляются в работах Ивана Билибина, Михаила Нестерова, Василия Сурикова, Николая Неврева, Ивана Куликова – по сути, сформировав целое живописное направление «в поисках Руси», которое не исчезнет и в ХХ веке после Октябрьской революции. Его замечательными представителями станут Александр Бубнов, с иллюстрациями к «Песне о Вещем Олеге» и эпохальным полотном «Утро на Куликовом поле», Павел Корин с «Русью уходящей» и «Александром Невским»».

 

Центральным звеном экспозиции, представленной галереей «Веллум» станут работы Александра Бубнова «Вещий Олег» и «Борис Годунов», а также уникальный первый вариант «Александра Невского» Павла Корина. Особого внимания заслуживает серия карандашных листов Николая Богатова с русскими типами (1878 г.), «Деревенские девки» Ивана Куликова и произведения Михаила Нестерова, Ивана Билибина, Петра Соколова, Александры Коноваловой, Михаила Малютина и Алексея Щусева.

 

Раздел экспозиции выставки, сформированный галереей «Русская усадьба», воссоздает многоплановость художественных стилей сложного XVII века: от плоскорельефной архаичной резьбы до русско-голландских вернакуляров петровского времени, и представляет коллекцию русской мебели, демонстрирующую своеобразие и самобытность этого культурного явления.  По ряду причин образцырусского прикладного искусства  XVI – первой половины XVII вв. почти не сохранились, но тем интереснее и ценнее произведения, дошедшие до наших дней (большинство предметов экспозиции происходит с Русского Севера, уцелев, во многом, благодаря географической удаленности).

На рубеже XVI и XVII веков новые архитектурные веяния воплощаются в создание не только храмовых, но и гражданских комплексов, таких как кремлевские Теремной Дворец и Приказные палаты, Сафарино, Воробьево, Измайлово и  Преображенское. Дворец в Коломенском явился предельным воплощением традиционного деревянного зодчества в синтезе с новыми стилями – как резиденция европейского монарха. Наступивший расцвет столярного и токарного дела, блестящее развитие Оружейной палаты и Строгановских мастерских стало   торжественным финальным аккордом в русском искусстве средневековья и ярким художественным поворотом в истории Нового времени. Сложностьстиля этого периода и редкость памятников этой эпохи создают большие сложности, как в глубоком понимании, так и в кропотливом подборе предметов в коллекции.

 

В экспозиции выставки «Русский стиль – l’art de vivre» разместились предметы исключительно из российских частных собраний – домашние коллекции, собиравшиеся десятилетиями, впервые увидели свет. При отборе экспонатов особое значение придавалось исторической подлинности, предметам наиболее приближенным к вероятному бытованию XVII века.  Так на выставке можно увидеть старинные европейские карты  и документы: редчайшие автографы «русского царя» Владислава IV Вазы, жалованная грамота царя Михаила Федоровича. Среди разнообразных форм и декоров сундуков выделяется один: уникальный сундук с дюжиной секретов и потайных ящичков, которые имеют удивительно полную сохранность. Яркая самобытность старинной мебели: монастырский стул из целого ствола липы, огромный бюро-кабинет (в русской традиции «Скрыня») или раскладной стол-кресло. Наиболее редким экспонатом является большой дубовый стол с двуглавым орлом, который был приобретен в 1930-е годы супругами-художниками Т.Александровой и И.Поповым у старого московского антиквара Виссариона Глиндзича (другим претендентом на эту покупку был писатель Алексеей Толстой).  По словам Глиндзича этот стол был найден в 1910-х годах в Меншиковой башне, и существовало свидетельство, что он был лично подарен царем Петром I Александру Даниловичу Меншикову. Кованые светцы и подсвечники, пестрые эмали и вышивки, серебряные изделия и украшения, иконы и характерные только для XVII века киоты – все это собранно и сохранено благодаря живому интересу к российской истории и любви к русскому искусству.

 

Выставка пройдет по адресу: ул. Ильинка, д.4, арт-квартал «Гостиный двор»,

вход с Хрустального переулка, секция 88-89 

пн-вс, 12:00 — 20:00

ВХОД ПЛАТНЫЙ

Поделиться:

1479 дней назад
21 февраля 12:00 — 15 апреля 2020 20:00

Москва
Ильинка, 4 Вход с Хрустального переулка
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить или вернуть

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов