• 9 октября 2018, вторник
  • Москва, ул. Волхонка, д.15. комплекс Храма Христа Спасителя, вход с Соймоновского проезда, 37

Выставка "Борис Смирнов-Русецкий. Идущий"

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

1998 дней назад
с 19:00 9 октября до 19:00 9 декабря 2018
Москва
ул. Волхонка, д.15. комплекс Храма Христа Спасителя, вход с Соймоновского проезда, 37

09 октября 2018 года галерея «Веллум» и «Центр искусств. Москва», при поддержке Российского Фонда культуры и Федерального агентства по туризму РФ открывают выставку работ Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого (1905 – 1993), художника, ученого, мыслителя и визионера, последователя Николая Рериха и участника легендарной группы «Амаравелла».

На выставке, которая станет одним из самых масштабных проектов последних лет, посвященных художнику, будут представлены более 100 произведений Смирнова-Русецкого, в том числе ранние работы 1920-х годов, мистические абстракции периода «Амаравеллы», знаменитый цикл «Прозрачность», работы из Алтайской серии, произведения, посвященные Валламу; полотна, созданные в ссылке в северном Казахстане.

В чем загадка постоянной востребованности творчества Смирнова-Русецкого? Его полотна – строгие и лаконичные, на которых наша реальность словно тает, истончается, превращаясь в видение иной, бесконечно прекрасной вселенной, – неизменно привлекают и завораживают все новые поколения исследователей и коллекционеров. Может быть, причина – в прикосновении к чему-то большему, чем простое отражение окружающего мира – что удалось художнику, прожившему долгую и сложную жизнь.

Борис Алексеевич Смирнов, ставший известным под псевдонимом Смирнов-Русецкий, родился в Петербурге в январе 1905 года в семье офицера. После переезда семьи в Москву учился в гимназии «Петерпаульшуле», и в 1922 году поступил в Московский инженерно-экономический институт (это «отклонение» от стези профессионального художника в будущем помогло Смирнову-Русецкому выжить, будучи вынужденно отстраненным от живописи). Художественная одаренность и поддержка родственников, тесно связанных с миром искусства, позволила ему открыть для себя путь живописца и достаточно рано определить собственные творческие ориентиры: Николай Рерих, Василий Кандинский и Микалоюс Чюрленис.

В начале 1920-х годов Смирнов-Русецкий знакомится с художником Петром Фатеевым; их встреча в будущем приведет к возникновению группы «Амаравелла» – наиболее значительного объединения русских художников-космистов. К 1923 году относится начало переписки Смирнова-Русецкого с Кандинским, которая продолжалась до 1929 года, и в которой художники обсуждали философскую, духовную и религиозную основу творчества. Тогда же, в 1923 году, после выставки в Музее изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина), на которой были представлены работы Смирнова-Русецкого,  состоялось его знакомство с художниками Александром Сарданом (Барановым) и Верой (Руной) Пшесецкой, позднее, в 1927 году, также вошедшими в «Амаравеллу».

В 1926 году Смирнов-Русецкий встречается с приехавшим в Россию Николаем Рерихом. Тогда же происходит уже окончательное становление группы «Амаравелла» творческим идеям которой художник не изменил до конца жизни. По рекомендации Рериха Смирнов-Русецкий поступает во ВХУТЕМАС, где учится на отделении графики у И. Нивинского, П. Фаворского и Н. Куприянова. В 1927 и 1928 годах работы Смирнова-Русецкого представлены на выставках в Нью-Йорке и Чикаго, до этого художник экспонирует свои картины на выставке «Маковца» во ВХУТЕМАСе.

1920-е годы стали для Бориса Смирнова-Русецкого самым плодотворным периодом, полным замыслов, планов и прозрений. Именно тогда в его творчестве возникли многие важные для него темы-циклы, в том числе «Прозрачность» и «Космос». Гораздо позже, в 1950-70 годы художник возвращался к тому, что открылось ему в начале творческого пути, восстанавливал по памяти утраченные работы и невоплощенные замыслы. 

К концу двадцатых относится возникновение конфликта художников «идеалистического» направления, к которым относился Смирнов-Русецкий с формалистами и АХРРовцами.  С этого момента работать становится все сложнее, а участвовать в выставках практически невозможно. Борис Смирнов-Русецкий продолжает создавать картины для себя и их видит только небольшой круг единомышленников. В 1941 году художник был арестован. Приговор: десять лет  лагерей, пожизненная ссылка за «антисоветскую пропаганду» и «связь с русским эмигрантом Рерихом Н.К.». В 1954 году – амнистия и реабилитация. После освобождения художник восстанавливает цикл этюдов «Снегурочка», написанный в заключении на клочках бумаги, – это самые пронзительные и сказочные его работы, написанные маслом.

«Космизм» в русской живописи не связан напрямую с исследованием космоса – хотя Николай Рерих, Константин Богаевский, Борис Смирнов-Русецкий разрабатывали это направление именно тогда, когда совершал свои открытия Константин Циолковский. В отличие от восприятия образа «вселенской бездны» как грозного дыхания грядущих катастроф, характерного, к примеру, для Богаевского, Смирнов-Русецкий в своих работах, созданных в напряжённой атмосфере художественных и философских исканий первой четверти ХХ столетия, впитавших в себя наследие русского символизма, создает радостную атмосферу сопричастности великим ритмам мироздания, «прозрачности» природы, грезящей о небе.

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше